Развитие мелкой моторики
Гимнастический комплекс для развития мелкой моторики в старшем возрасте
- Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.
- Руку плотно прижать к столу ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Поочерёдно выполнять каждой рукой.
- Выпрямить кисть и поочередно прижимать безымянный палец к мизинцу, а средний – к указательному.
- Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть; повторить несколько раз поочередно каждой рукой; затем выполнять упражнение обеими руками.
- Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу, сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке.
- Ладони лежат на столе. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
- Зажать карандаш средним и указательным пальцем. Сгибать и разгибать остальные пальцы.
- Положить на стол 10-15 счетных палочек (карандаши, пуговицы, спички и т.п.). Одной рукой попытаться собрать все палочки, не помогая другой рукой. Стараться брать по одной палочке.
- Зажать карандаш между средним и указательным пальцами, вращать карандаш то в одну, то в другую стороны так, чтобы сначала сверху оказывался средний палец, а потом указательный.
- Два небольших шарика или два грецких ореха катать между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны. Затем перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
- Касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, в другую – с указательного пальца. На одной руке, на другой руке, на обеих сразу.
- Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.
- Руки вытянуть вперед, пальцы сцеплены, сделать пружинящие движениями кистями рук вперед.
- Сжать пальцы рук в кулаки и вращать кистями в разные стороны.
- Руки вытянуть перед собой, сжимать с напряжением и разжимать, резко раздвигая пальцы рук, постепенно ускоряя темп до предела, затем замедляя его до остановки.
Замечание:
По мнению профессора Н.Н. Бернштейна в акте письма идет прилаживание к пространству: квалифицированная хватка и держание орудия письма, реализация движения кончика пера по поверхности бумаги вдоль действительных или воображаемых линеек и т.п.