Профсоюз

Логопедичская шкатулка

Вестник для внимательных, заботливых  родителей

                          …Проблемы нельзя обходить, их надо решать.

                                                                                        (С.Л.Соловейчик)

 1. Информационная книга:

 «Мы готовы работать вместе с Вами, но не вместо Вас!»

 От автора:

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, открывая  «Логопедическую шкатулку», Вы можете достать из неё «драгоценности»- знания, которые помогут Вам понять проблемы своего ребёнка и научат правильно их решать.

Многолетний опыт логопедической работы позволяет мне рассказать о путях взаимодействия с ребёнком с нарушениями речи и научить приёмам и упражнениям логопедической помощи дома.

Из «шкатулки» Вы  возьмёте то, что поможет ребёнку в успешной учёбе, даст ему чувство уверенности в коллективе сверстников и в общении со взрослыми.

Я понимаю, что выпуском небольшого материала «Логопедической шкатулки», всё не охватить и не решить, но это то малое, которое Вам поможет в оказании помощи своему ребёнку.

Успехов Вам и Вашим детям!

С уважением логопед высшей категории МКОУ СОШ №10 п. Белореченск Омутнинского района

С. В. Суслова

О профессии логопеда

Кто же это ЛОГОПЕД-

То ли МЕД, А то ли ПЕД?

Он немного воспитатель,

Детских душ он врачеватель,

Он немножечко психолог,

Иногда и дефектолог.

Логопед детей не мучит,

Разговаривать их учит.

В чём секрет его труда?

Будет речь КРАСИВОЙ?  ДА!

Замечание:

Чаще всего родителей беспокоит неправильное звукопроизношение. Некоторые родители фиксируют внимание родителей на дефекте детей, усугубляя тем самым проблемы, но уже психического характера. Дети начинают стесняться своего дефекта, некоторые прямо говорят, «Я не буду разговаривать,  потому что плохо говорю!» И надо время, чтобы он поверил в свои силы и радовался успехам. Не допускайте подобного!

 

 Логопедический словарик:

– Артикуляционная гимнастика –  упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба.

– Мелкая моторика – совокупность движений мускулатуры пальцев и кистей рук.

– Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, вследствие недостаточной иннервации (доведение нервного импульса до места) мышц речевого аппарата.

Сейчас это часто бывает.

Пальцы, многих ребятишек малоподвижны, нет ловкости и лёгкости переключения с одного движения на другое. Родители, покупая одежду или обувь ребёнку, рубашки с пуговицами, ботинки со шнурками заменяют футболками, застёжки на липах – «не может застёгивать или завязывать, нервничает».

Дизартрия проявляется не только в произношении, но и в движениях (моторике) руки и даже всего тела. Невролог при обследовании всегда проверяет состояние тонуса мышц.

1 группа – дети, у которых мышцы напряжены (гипертонус) – 70%. Язык при высовывании сжат, синеет при удержании позы. При рисовании и письме надавливают на карандаш или ручку так, что бумага прорывается. В 1 классе долго или совсем не могут овладеть каллиграфически правильным письмом.

2 группа – дети, у которых язык тонкий, вялый, губы малоподвижны (гипотонус) – 20%. Карандаш или ручку еле держат, прямые линии чуть заметны – силы в руках нет!

Нарушения разные, а результат один! Как быть, что делать?

Виды помощи:

  • Консультация и лечение невролога.
  • Двигательная нагрузка на руки:  висеть, лазать, подтягиваться, забираться, передвигаться на руках (дома различные тренажёры и необязательно дорогие).
  • Специальные игры: мозаика, конструкторы, шнурки, нанизывание шариков, бус, пристёгивание кнопок, застёгивание молний ,пуговиц и т.д.

Замечание:

Начните учить на больших – папиных или маминых вещах, где пуговицы, кнопки разработаны, глядишь, и на своих вещах справится, ещё и другим помогать будет.

 «Сначала дети безоглядно любят родителей, подрастая, они начинают критически относиться к ним. Иногда они прощают родителей»-

                                                                                                    Оскар Уайлд.

 Где найти время для такой  «сложной» работы?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Стоит внимательно посмотреть вокруг себя или просто перед собой. Все предметы, которые окружают вас и вашего ребёнка, явления природы, поступки, настроение, книжки, игрушки, телевизор и компьютер и обдуманные вами их программы, это всё то, на чём  можно развивать речь ребёнка.

Задавая вопрос родителям: «Сколько времени вы проводите  со своими детьми?», многие затрудняются ответить, ссылаясь на занятость. Часто ребёнку покупают игры, как бы удовлетворяя его материальные потребности. Между тем  ребёнок нуждается в серьёзном отношении, неподдельном внимании к нему взрослых. Времени на заинтересованную беседу с детьми потребуется 15-20 минут. Но для этого надо слушать, обмениваться мнениями, какими-то идеями.

Проживите  эти 15 -20 минут жизни вашего ребёнка полноценно.

Создайте ситуацию успеха его дел через признание «Молодец, ты это сделал! У тебя это так хорошо получается. Я даже не сомневаюсь, что ты справишься. Если даже не получится, ничего страшного, мы ещё попробуем. Я бы никогда не сумел сделать это сам так хорошо. У тебя такого старательного непременно получится хорошо».

Для установления взаимосвязи с ребёнком, чтобы найти с ним общий язык – смотрите ему в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым, любящим. Достаточно дотронутся до его руки, похлопать по его  плечу, взъерошить волосы – ваши прикосновения радуют его, он становится уверенней – «мама, папа меня любят они со мной, я под их защитой». Важно качество общения, надо вдумываться, что хочет ребёнок, вслушиваться в его слова.

 «Если ребёнок растёт во враждебности , он учится бороться;

 Если ребёнок растёт в страхе, он учится предчувствовать недоброе;

 Если ребёнок растёт в критике, он учится осуждать;

 Если ребёнок растёт среди насмешек, он учится быть замкнутым;

 Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место» –

С.Л.Соловейчик.

 Пальцы помогают говорить

Пальцы наделены большим количеством  рецепторов, которые посылают  импульсы в мозг. На кистях расположены множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на речевые центры в коре головного мозга, таким образом влиять на развитие речи. Кончики пальцев– это «второй мозг».

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги через разминание и поглаживания ежедневно в течении 2-3 минут.

В 10 месяцев проводятся активные упражнения для пальцев рук – катать шарики из пластилина, собирать пирамидки из шариков и треугольников, играть с кубиками, карандашами.

В 1,5 года –пытаются застёгивать пуговицы, завязывать и развязывать не тугие узлы, шнуровать в крупные отверстия.

Очень хорошую тренировку движений пальцев дают народные игры- потешки: «Сорока – белобока», «Этот пальчик – дедушка…», «Этот пальчик хочет спать»… Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок снимает умственное напряжение, подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.  В более старшем возрасте 4-6 лет пальчики могут изображать различные предметы, животных, птиц. Их фигурки можно сопровождать стихами и рисунками, таким образом задействованы все анализаторы:  зрительный, слуховой, тактильный, говорение. («Бабушка очки надела и внучонка разглядела» – большие пальцы обеих рук  вместе  с остальными образуют колечки, их поднести к глазам, «У козы торчат рога, забодать может она» -указательный и мизинец выставлены вперёд, средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.) Выкладывание различных фигурок из палочек различной величин , из спичек без сургуча (по технике безопасности).

Упражнения:

  1. Сосчитать палочки, из которых составлена фигура.
  2. Сосчитать палочки разного цвета, разной величины, какие геометрические фигуры у туловища, головы и т. д.
  3. Выложить сказку, рассказ, стихотворение на столе, на полу.

При хорошей фантазии родителей, а потом и самого ребёнка можно развивать связную речь увлекательно и интересно проводить время с ребёнком.

Замечание:

Самое главное условие успешности развития ребёнка – это положительная мотивация к занятиям. 

 Фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ – что это такое?

Очень важно понять , как слышит звуки речи Ваш ребёнок. Фонематический слух играет важную роль в развитии речи ребёнка. В норме он начинает развиваться  в возрасте 1,2-1,5 лет. В этом возрасте появляется большое количество слов, хотя и очень своеобразные. Высказывания его умиляют, радуют, но по каким – либо причинам этого не произошло. Почему?

  1. Надо проверить физический слух-консультация отоларинголога.
  2. Наследственный  фактор – кто из родственников заговорил поздно.
  3. И начинать работать-развивать ЭТОТ слух.

Даже незначительное снижение физического слуха оказывает серьёзное отрицательное воздействие на развитие речи в период её формирования (0-2 лет).Есть ряд антибиотиков оканчивающиеся на –« цин»,которые являются ототоксичными, т.е снижают слух, если доза не соответствует возрасту ребёнка.

А если физический слух снижен даже незначительно, то развитие фонематического слуха будет крайне затруднено. Фонематический слух- это основа правильной речи (слух на звуки, их различение, определение места в слове , их последовательность).

Фонематический слух развивает фонематическое восприятие, а на нем учим анализировать звуки и буквы, писать и читать без ошибок. Пропуски, замены, добавления, перестановки букв на письме- это и есть неумение анализировать звуки и буквы ,находить их последовательность и взаимосвязь в словах. С таким дефектом речи дети знают орфографическое правило, но не умеют его применять при письме (альпесин- апельсин, мотолок- молоток ,висна- весна, зуп- зуб и т.д.)

Так постепенно у ребёнка оттачивается фонематический слух.

Замечание: Можно играть с ребёнком, идя по дороге домой или в детский садик. Играйте до тех пор, пока ребёнок не будет допускать ошибок!

Поддерживайте словесное общение:

  • Ты, такой молодец!  Это совсем не трудно… Я даже не сомневаюсь, что ты не справишься. Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься. Мы вместе с тобой обязательно сумеем…

Замечание: Радуйтесь успехам детей, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно.

Как отвечать на детские вопросы?

  1. Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахивайтесь от них.
  2. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в этом предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  3. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
  4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим наблюдениям, размышлениям.
  5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А как ты думаешь?»
  6. В ответе на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью. Прочитайте ему книгу, рассмотрите вместе иллюстрированный материал.
  7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим людям.
  8. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь сказать ему: «пока ты еще мал. Научишься читать, пойдешь в школу – узнаешь многое сам и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Поговори со мною, мама

Уважаемые мамы и папы, вы очень занятые люди, и поэтому хочется заострить ваше внимание на важности общения. Часто контакты с ребенком строятся на удовлетворении материальных потребностей (сыт, одет, смотрит телевизор, играет в «Лего»), остальное не имеет значения. Между тем, ребенок нуждается в серьезном отношении, неподдельном внимании к нему взрослых. Он ценит это и тянется к тем, кто понимает его, поддерживает его замыслы и интересы.

Проводите как можно больше времени с ребенком. Он поймет, что его ценят, почувствует свою значимость, если родители откладывают ради него важные «взрослые» дела. Дети должны быть уверены в том, что родители всегда найдут время для общения с ними, что ни один человек, ни одно дело не могут быть для папы и мамы важнее их ребенка.

Специалисты, задавая родителям вопросы «Как вы проводите время со своими детьми?» и «Сколько времени вы проводите со своими детьми?», получили такие результаты:  65% родителей проигнорировали второй вопрос, они не знали ответа. Отвечая на первый вопрос, перечислил и мероприятия, которые посетил и с детьми, но обсуждали ли увиденное! Ответили «нет» 90%,

Времени на заинтересованную беседу с детьми требуется не более 15 минут. Но заинтересованная беседа предполагает активное слушание, обмен идеями, мнениями. Проживите эти пятнадцать минут жизни вашего ребенка полноценно.

Какая мама нужна?

Должно быть: в раннем детстве: мать для ребенка спасение, защитник, мать – утешение. В более старшем: мать – советчик, наставник, мать — утешение. В зрелом: мать – друг , мать – утешение. Должен быть человек, у которого на груди можно плакать и в 5 лет, и в 50!

Малышкина школа

  • Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
  • Говорите медленно, короткими фразами. Пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте сюсюкаться с ребенком другим.
  • Основное средство развития речи – называние предметов, явлений окружающего мира. Желательно, чтобы при обследовании нового предмета ребенок использовал все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с предметом.
  • Каждый день читайте малышу. Не показывайте своей досады и нежелания, если он просит в сотый раз прочесть его любимую сказку.
  • Развивайте у ребенка слуховое внимание с помощью звучащих предметов – пусть он угадывает, какая игрушка издает тот или иной звук.
  • Поощряйте детское любопытство, отвечайте на все вопросы, которые задает вам ребенок. Не перебивайте, если он что-то рассказывает взахлеб.

 Как надо любить ребенка.

«Сначала дети безоглядно любят родителей, подрастая, они начинают критически относиться к ним. Иногда они прощают родителей».

Оскар Уайлд

  1. Дети должны быть для нас, прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
  2. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
  3. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
  4. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно обнимать или целовать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок устал, когда ему грустит.
  5. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдумываться в то, что ребенок хочет, вслушиваться в его слова.

Мои подсказки

Если логопед «поставил» ребенку звуки и их надо закреплять, многократно исправлять ошибки, формировать у ребенка свой контроль, советую использовать следующие приемы:

  • Прикиньтесь «непонятливым». Например, «Извини, я прослушала, как ты произнес слово, правильно или не правильно, повтори, пожалуйста».
  • «Слушай так красиво получилось, я так рада (довольна, счастлива)!!! А еще сможешь так повторить? А в третий раз попробуй, ты у меня такой способный!»
  • Выражайте свои эмоции искреннего восхищения, не скупитесь на высокие оценки: «Великолепно! Браво! Классно! Ура! Та произнес правильно!!!»
  • «Ты знаешь, когда я была маленькой, тоже не умела произносить этот трудный звук, но вот научилась, и ты будешь говорить красиво!»
  • «Давай-ка мишку учи, пять раз пусть это слово повторит».
  • «Ты знаешь, спортсмены долго и упорно тренируются, чтобы преодолеть какое – то препятствие. В нашем язычке столько много мышц. Их надо тоже тренировать. Займемся спортом для язычка: повторяем слова «с разбегом» с начало медленно, потом быстрее и быстрее, но обязательно четко».

Дети очень любят исправлять чужие ошибки, свои, к сожалению, они не замечают из-за особенностей фонематического восприятия, а уж ваши то точно не пропустят.

Поддерживающие приемы словесного общения

«Вы никогда не сможете обнимать своих детей столько, чтобы было достаточно. Никто

и никогда не сможет переудовлетворить потребность в любви»

Д.Макдауэлл

  • Ты такой молодец!
  • Ты у нас самый добрый (внимательный, бескорыстный, умный, красивый…)!
  • У тебя это так хорошо получается…
  • Это совсем не трудно…
  • Мы все пробуем, ошибаемся, ищем, только так может что-то получиться.
  • Я даже не сомневаюсь, что ты справишься.
  • Если даже не получится, ничего страшного, мы еще попробуем…
  • У тебя, такого талантливого (умного…), непременно получится хорошо.
  • Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься…
  • Я бы никогда не сумела сделать это сама так хорошо, как ты.
  • У меня нет никого ближе, чем ты.
  • Я тебе так благодарна.
  • Я абсолютно уверена, что ты сумеешь добиться…
  • Без твоего смеха наш дом пуст.
  • Мы вместе с тобой обязательно сумеем…

Как создать ребенку ситуацию успеха в процессе занятий

«По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех—

и для учителей, и для родителей» В.Л. Сухомлинский

  • Следует постоянно внушать ребенку, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил и ума. Нужна поддержка, установка на завтрашнюю радость.
  • Следует отказаться от стиля общения, основанного на принципе “красного карандаша, когда кто-либо из взрослых в основном занимается тем, что указывает на ошибки ребенка и несостоятельность, и не обращает внимания на удачи и достижения. Существует распространенное заблуждение: если указать ребенку на ошибки, у него возникнет желание делать без ошибок. На самом деле – все наоборот. Чтобы у ребенка появился мотив изменить свое ошибочное поведение, его внимание должно быть направлено на то, что ему удается.
  • Ситуацию успеха для ребенка помогает создать признание достижений через аплодисменты, которые могут выражаться не только через хлопанье в ладоши. Их смысл в признании: “Здорово! Ты это сделал!”. Выражая вслух свои “аплодисменты”, вы поддерживаете ребенка, активизируете внутренние скрытые резервы его личности. Трудная и невыполнимая вначале процедура самопризнания постепенно осваивается ребенком, он учится радоваться тому, что цели ставятся и достигаются.

С помощью слова мы можем вызвать чувства бодрости или страха, радости или угнетения, веры в себя или безверия, т. е. или ожидание успеха и активность, или беспокойство и убегание от неудачи.

Улыбнёмся вместе

  •  Идет логопедическое занятие. Ребенок 4-х лет плохо проговаривает звук Ш, напоминаю ему: «Говори увереннее!» Он гордо отвечает: «А я уверен!»
  • Играем на занятии. Я умышленно пропускаю     при произношении звук С, он исправляет меня. Восхищаюсь: «Получается, молодец!» Он важно: «Вот, учитесь!»
  • Записываю задание в тетради. Ребенок: «А поучите меня тоже писать». Я улыбаюсь, он в ответ тоже с улыбкой: «Вы ведь у нас учитель по пятёлкам (пятеркам)!»

2. Библиотека игр и упражнений

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления

Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

 Капустка

Мы капустку рубим-рубим, (двигаем ладошками малыша вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим, (собираем пальчики малыша, изображая движение «солить»)

Мы капустку трем-трем,

(потираем один кулачок малы­ша о другой)

Мы капустку жмем-жмем.

(сжимаем и разжимаем кулач­ки ребенка)

 Замочек

(Сжимаем кулачки малыша в «замочки»).

На двери висит замок.

Пес его открыть не смог.

Кот его открыть не смог.

И петух открыть не смог.

Мы замочком постучали,

(легко стучим кулачками малы­ша о стол)

Мы замочек повертели,

(легко поворачиваем в разные стороны кулачки малыша)

Мы замочек покрутили,

Сами мы замок открыли!

(распрямляем его ладошки)

 Самомассаж кистей и пальцев рук

 1. Дети действуют подушечками четырёх пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному сус­таву.

Утюг

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке;

 

2. Ребром ладони дети имитируют “пиление” по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (“прямолинейное” движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

Угостить вас пирогами?

 Расту и развиваюсь

Малыши очень любят мимическую и артикуляционную гимнастику. Выполняйте ее перед зеркалом и как можно чаще. Основное назначение артгимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики речевого аппарата.

Замечание:

Упражнений артикуляционной гимнастики  достаточно много, нет задачи показать их сейчас, их можно найти во многих специальных пособиях или спросить у логопеда.

В лесу

Активизация мышц губ и нижней челюсти. 

Летом Вова и Марина

В лес ходили за малиной. Они кричали АУ!

Игра в хоккей

Двигать во рту языком вправо влево, вверх вниз упираясь в щёки.       

Лягушка.

Ребенок удерживает улыбку, взрослый комментирует.

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам,

Мы потянем, мы потянем,

И нисколько не устанем!

Слоник.

Ребенок удерживает губы, вытянутые «хоботком». Взрослый комментирует:

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну.

Потяну и перестану,

И нисколько не устану!

 

Библиотека игр по фонематическому слуху:

  • Развивайте у ребёнка слуховое внимание с помощью звучащих предметов пусть  он отгадывает  какая игрушка или предмет издаёт тот или иной звук.
  • Поощряйте любые попытки ребёнка заговорить: он начнёт разговаривать только тогда, когда Вы будете его слушать.
  • С детьми младшего возраста говорите чуть медленнее, короткими фразами , но правильным языком, не переходите на сюсюканье- помните, своей речью Вы уже обучаете.
  • Каждый день устраивайте « Час сказок», «Подушкины сказки»- перед сном или интересные путешествия в мир леса. Можно составить рассказы, сказки о самых, кажется  бы, знакомых предметах: « Как сосулька плакала  и  исчезла», Как трудолюбивый веник спас свою хозяйку» и так далее и так далее. И не показывайте своей досады,  если он просит в сотый раз рассказать или прочесть его любимую сказку или что- то сочинить новенькое- ребёнок СЛУШАЕТ, что Вам и надо.
  • Поощряйте детское любопытство, отвечайте на все вопросы, которые задаёт Вам  ребёнок. Не перебивайте, если он что-то рассказывает  «взахлёб».
  • В 2-3 года можете поиграть в игру « Хлопни в ладоши, когда я скажу  «гав». Вы говорите цепочку звукоподражаний животных –«мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, му-у-у»,  «ГАВ» и Ваше чадо должно хлопнуть на  «гав».
  • В 5-6 лет эта игра усложняется, говорится цепочка слов, а ребёнок должен хлопнуть на нужное.
  • В 7 лет ребёнок будущий первоклассник находит в потоке звуков «У» или «ж»,усложните задание ,прикройте губы листком, чтобы маленький хитрец не ориентировался на движение ваших губ- артикуляцию звуков.

Анализ звука “Р”

Скачать презентацию (PPT)

 Звук “Р” в начале, середине и конце слова

звук “Р” в начале слова Скачать презентацию (PPT)

звук “Р” в середине слова Скачать презентацию (PPT)

звук “Р” в конце слова Скачать презентацию (PPT)

Смотреть материал

 Автоматизация звуков “Р” и “Рь”

Скачать презентацию “Простоквашино Р-РЬ”

Автоматизация звука “Л” в слогах

Поиграйте с детьми, отрабатывая артикуляцию звука “Л”.

Скачать презентацию “Невероятные приключения Смешариков

Логопедические игры на звук “Л”

Скачать презентацию “Логопедические игры звук Л”

Самомассаж лица и шеи

Скачать презентацию “Самомассаж лица и шеи”

Share Button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля